Изобразительное искусство, 6 класс.
Оборудование: интерактивная доска, натюрморты, выполненные в технике акварели и в графике, для детей – бумага, кисти, краски
Ход урока.

1.Организационный момент.
2.Сообщение темы урока и адаптированное целеполагание.

3.Изучение нового материала.


Натюрморт (от французского nature morte – буквально «мертвая натура») – один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению предметов обихода, снеди, цветов и прочего.
В качестве самостоятельного жанра натюрморт появился в Голландии в конце XVI – начале XVII в. в., и называли его там Stilleben – тихая жизнь вещей. Художники всегда замечали, сколь красноречивы могут быть вещи окружающие нас. Собранные вместе предметы могут отражать духовный мир человека, рассказывать об эпохе, в которой он жил.
Активизируем 2 слайд интерактивной доски Давайте внимательно рассмотрим представленные натюрморты. Я. де Хем в своем «Натюрморте с омаром и окороком» изобразил чувственную красочность предметного мира, и он, наслаждаясь ею, спешит ее запечатлеть. Художник буквально упивается красочным богатством окружающего мира. А в натюрморте Фонтен-Латура «Букет» предметы демонстрируют совершенство и чистоту своих форм, свою самостоятельную ценность и красоту, приоткрывают для нас мир художника, внешне сдержанного, а в душе тонко поэтического. «Герои» двух других натюрмортов (С.Андрияки «Старинные книги» и «Лампа», авт. неизвестен) играют свою роль в повествовании художника. Нам интересно пофантазировать, что за история здесь происходит, кто ее герои.
Натюрморт обязательно имеет композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Композиционный центр не обязательно совпадает с геометрическим центром картины.
Ребята, используя инструмент «прожектор» попробуйте определить композиционный центр каждой из картин. И тогда нам откроется замысел художника, мы «прочитаем» историю, которую он сочинил. (По желанию, по очереди, дети, используя инструмент «прожектор», прозрачность экрана~33-35%, находят композиционный центр картин). По ходу работы идет обсуждение, дети аргументируют свой выбор.
Активизируем 3 слайд интерактивной доски.
Из
предложенных названий картин выберите авторские.
(Используя
инструмент «выделенный элемент» (стрелка), дети, передвигая названия картин,
выбирают нужные.)
Активизируем 4 слайд интерактивной доски.
(Используя инструмент «выделенный элемент» (стрелка),
дети, передвигая термины, выбирают нужные характеристики). По ходу
работы идет обсуждение, дети аргументируют свой выбор.
Используя
инструмент

Дети
предлагают свои варианты, учитывая разные эмоциональные звучания натюрмортов, а
затем интрига разрешается показом картин полностью, без шторок ((Используя
инструмент «выделенный элемент» (стрелка) ,сдвигаем их вниз) .Обе картины носят название
«Тыква»!
Активизируем
5 слайд интерактивной доски.
Натюрморт
должен быть хорошо составлен и хорошо поставлен!
набор
предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена
определенная идея, тема.
(анализ
предложенных натюрмортов).
Используя
инструмент «перо» желтого и зеленого цветов дети выясняют композиционную
постановку (чередование светлых и темных
предметов, тяжелых и изящных) натюрморта В.Стожарова «Чай с калачами».


Активизируем
6 слайд интерактивной доски.
Учитывая
правила выполнения натюрмортов школьникам предлагается в материале выполнить
натюрморт из двух-трех предметов и дать ему название.
Итог
урока. С каким жанром изобразительного искусства мы сегодня
познакомились? Что представляет собой эта картина? (ответы детей).
В
натюрморте мы никогда не увидим изображения человека. И все-таки натюрморт
может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето, пробудить
радость или грусть. Надо быть большим мастером, чтобы живо, точно написать
«неживую природу», показать все ее особенности и тонкости. Сегодня на уроке и
вы попробовали сочинить и нарисовать свой натюрморт.
Урок ИЗО в 6-м классе (с использованием интерактивных технологий) "Новогодняя открытка-коллаж".
Цели урока:
- Применить для решения реальной задачи знания о способах копирования, переноса фрагментов рисунка;
- Развитие навыков моделирования ситуации;
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- Обобщение знаний основного программного материала;
- Развитие художественного вкуса.
- развитие познавательного интереса, логического мышления;
- усиление познавательной мотивации, осознание ученика своей значимости в образовательном процессе;
- развитие интереса к решению практических задач,
- к активной творческой деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- повышение интереса к занятиям изобразительным искусством;
- закрепление навыков работы в графическом редакторе;
- развитие логического мышления, памяти, внимательности,
- умения работать на компьютере.
- уметь рисовать с помощью графического редактора и вносить изменения в готовые изображения.
- уметь выбрать инструмент в графическом редакторе, знать, какой инструмент выбран.
- знать назначение панели настройки инструментов.
- уметь выбрать цвет, используя палитру.
- уметь использовать команду "Отменить".
- уметь открывать рисунки, сохраненные на жестком диске.
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1. Подготовительный этап. | Приветствие. |
2. Повторение. | Решение кроссворда. Фронтальный опрос. |
3. Мотивационный этап. | Постановка цели урока. |
4. Объяснение нового материала. | Беседа с демонстрацией при помощи интерактивной доски. |
5. Закрепление изученного материала. | Выполнение задания на компьютере. |
6. Подведение итогов. | Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок, выставление оценок. |
7. Рефлексия. | Открыть на ПК смайл. |
8. Домашнее задание. | Выполнить эскиз открытки "С Новым годом!" |
Урок ИЗО в 3-м классе.
Тема: "Домашние животные. Кошка".
Вид урока: урок изучения. Учебно-воспитательные цели и задачи урока:- продолжать формирование графических навыков в изображении предметов сложной формы от общего к деталям;
- учить детей использовать различные техники в своем рисунке.
- способствовать формированию этического отношения к действительности.
- развивать бережное отношение к животному миру;
- осуществлять межпредметную связь урока ИЗО с уроками математики, природоведения, чтения и ОБЖ.
- интерактивная доска
- презентация (приложение 1)
- Музыкальный фон. (приложение 2)
- акварельная бумага;
- акварельные краски:
- кисти (белка № 1,3,6,9)
- гуашь, белило.
- крупная поваренная соль.
- Выставка детских работ.
- Книжная выставка «Все о кошках»
Ход урока
I. Орг.момент:
- проверка готовности уч-ся к уроку.
- объявление темы: «Домашнее животное. Кошка» (слайд -3)
2) Полудлинношерстная (7 слайд)
Топай, киска, хлопай, киска. Приседай со мной, малышка Глазки вверх ты подними И на солнышко взгляни. Лапки вверх, вперед и вниз. Улыбайся и садись.А вот теперь секрет: что бы кошечки получились пушистыми, мы и будем использовать соль. Определитесь, какого цвета будет ваша киска. (рыжая, абрикосовая, черная) - А теперь кистью № 6 или № 9 начинаем работать с краской , ее мы набираем мокрой кистью и наносим на поверхность и быстро посыпаем солью, на соль уже краску не кладем. - Пока соль высыхает, работаем с фоном. - Ребята пока вы работаете, послушайте: Это интересно: 1. - В течение последних 100 лет были случаи появления на свет кошек с крыльями. У одной из них в 1949 году в Швеции размах крыльев -58 см. Это вина редкой мутации. (слайд 14)
Урок c вопросами-парадоксами по изо во 2 классе на тему:
«Цвет как средство выражения (темные и светлые; легкие и тяжелые; звонкие и глухие)»
Цель урока:
формирование у учащихся эмоционального и духовного опыта через
собственное творчество и создание художественных образов посредством
цвета.
Задачи урока:
1. Художественно-творческие
· познакомить
учащихся с особенностью «языка» цвета. Учить понимать этот «язык». В
живописи цвет – есть средство выражения эмоционального состояния и
тематического содержания (пейзаж);
· продолжать
формировать умение рассматривать репродукции с изображением пейзажа,
слушать музыкальные произведения, стихи и отвечать на вопросы-парадоксы
учителя;
· продолжать
формировать умение устанавливать взаимосвязь между несколькими видами
искусства: живописным изображением, художественным словом и
музыкальным произведением;
· Соотносить высоту музыкального звука (низкий-высокий) со степенью светлоты цвета (легкий-тяжелый; звонкий-глухой);
· расширять кругозор детей;
· отражать полученные впечатления в творческих работах;
· совершенствовать специальные (универсальные) умения через практическую деятельность в процессе обучения;
· формировать
универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах
цветов: темные и светлые; легкие и тяжелые; звонкие и глухие;
· упражнять в приемах смешивания красок на палитре и сразу на бумаге;
· формировать
универсальные умения пользоваться модульными таблицами (цветовой круг,
осветленные и затемненные цвета). Уметь «читать эти карты-опоры.
2. Развивающие
· развивать эмоциональную сферу детей;
· развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
· развивать
умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в
окружающей природе. Формировать эстетические чувства
3. Воспитательные
· воспитывать умение рисовать коллективно (парами), уметь договариваться и распределять между собой объем работы;
· воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.
Материалы и оборудование:
Репродукции
картин серии «Календарь о временах года», отрывки музыкальных
произведений Антонио Вивальди « Времена года. Зима» и Людвиг Ван
Бетховен «К Элизе». Карты-опоры «Цветовой круг», «Осветленные и
затемненные цвета». Стихи Т.Курбатовой стр.12-13 «Разноцветные стихи»
Т., 1995г.
Раздаточные материалы:
маленькие карты-опоры (дубликаты демонстрационного материала). Листы
А-3, гуашевые краски, палитра, кисти рисовальные и щетинистые, банки
для воды, тряпочки. Открытки или маленькие репродукции компьютерной
графики с изображением пейзажей.
Оформление доски:
Тема урока, ключевые слова по теме
(теплый-холодный; светлый-темный; легкий-тяжелый; звонкий-глухой).
Цветовой круг. Лист А-2 для коллективного рисования (3 человека).
Ход урока:
1.Целевая установка:
На
этом уроке мы будем учиться слушать краски, узнаем, о чем они могут
«говорить». Вы научитесь понимать «язык разноцветных красок». Поэтому в
течение урока будьте внимательными и активными.
2.Сообщение цели и задач урока:
Сегодня
мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете,
что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы
будете учиться красиво рисовать пейзажные картинки. Ваши работы мы
поместим на выставке, чтобы другие дети могли ими полюбоваться.
3.Объяснение нового материала:
Вопросы-парадоксы:
1. Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?
2. А вот ещё одна ситуация: художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски?
3. Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?
Погас последний солнца луч.
Устало голову склонило
Дневное жаркое светило
На мягкий холм из рыжих туч.
И веки сонные сомкнуло,
Накрылось тучею. Заснуло.
Померкли краски, потемнели,
Сквозь мрак мерцают еле-еле.
Зарницей розово-лиловой,
Раздвинув мрак, пробился снова
Последний луч. И утонул
В нагроможденье туч сливовых.
Уснуло солнце, день уснул.
И вечер в черную вуаль
Убрал сиреневую даль.
4. Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше ГЛУХИХ или ЗВОНКИХ?
5. А можно ли сказать, что эти цвета ТЯЖЕЛЫЕ? Почему?
Учитель
предлагает одному учащемуся прочитать стихотворение, а всем детям
подумать: ГЛУХИМИ или ЗВОНКИМИ цветами будет нарисована
картина-стихотворение.
Голубым огнем, зеленым
Загорелись сосен кроны,
Мир зарею обновленный,
Встрепенулся, ожил вдруг.
Алою зарей плененный,
Обновленный, удивленный,
Алый, голубой, зеленый,
Разноцветный мир вокруг.
(Т. Курбатова «Утро»)
6. А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?
Учитель зачитывает строчки стихотворения:
«Словами красок на своем холсте
Художник говорил о красоте…»
Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми).
7. Дайте название этим цветам?
После
просмотра репродукций учитель предлагает детям послушать музыкальные
отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, КАКИЕ ЗВУКИ
использовал композитор, чтобы «создать настроение»?
Ответ: Звонкие, тяжелые и легкие, чуть глухих. (первое произведение)
Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)
8. Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?
(чтобы
понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать
звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но
звуки слов тоже напоминают какой-то цвет)
Правильно все цвета делятся на ГРУППЫ, но все они составляют ЦВЕТОВОЙ КРУГ.
4. Практическая работа учащихся.
Учащие
выполняют задания парами. Рисуют пейзаж по выбору, передают состояние
природы её особенности в разные части суток. При этом используются
палитра и смешение цветов на бумаге. Дети смешивают цветные краски с
белой и серой, чтобы получить различное «звучание»: легкие и тяжелые,
светлые и темные, звонкие и глухие.
Группа детей под руководством учителя выполняет рисование картины на листе А-2.
Учитель
уточняет о правилах подмешивания цвета к белилам и цветов к серой
краске. Следит за правильным использование учащимися палитры и разных
видов кистей (щетинка и рисовальная). Поощряет найденные детьми приемы
рисования кистями. Напоминает о верном использовании воды и тряпочки.
При затруднении в подборе цвета обратить внимание на цветовой круг, фотографии и опорные модульные таблицы.
5. Анализ результатов работы. Рефлексия:
· В чем же особенность «языка» цвета в пейзажной живописи?
· Каким приемом вы получали разнообразные цвета в своем рисовании?
· С какими группами цветов вы познакомились на этом уроке?
· (привлечение внимания детей к таблицам на доске)
Давайте посмотрим, что у нас получилось? Вам нравятся пейзажи, которые вы нарисовали? О чем они нам рассказывают?
6.Вывод.
У живописи особый язык – язык цвета. Художники
разговаривают со зрителями своими картинами. На этом уроке вы учились
«читать» и «разговаривать» этим особым языком.
7. Домашнее задание:
Проанализируйте любую пейзажную картинку и объясните, что хотел рассказать художник.
Наш урок закончен.
Учитель организует уборку рабочих столов.